Как распознать и предотвратить развитие заикания у детей
В международном классификаторе болезней МКБ-10 заикание описывают как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Советско-российская логопедическая литература вводит более простое определение:
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Диагноз "заикание" ставят в случае сильной степени проявления симптомов. По некоторым данным, заиканием (логоневрозом) страдают около 2% населения нашей страны и 3-4% жителей Европы.
Нужна помощь с заиканием?
Центр коррекции заикания Иванкина в Лисках
Успешно занимаемся с детьми от 6 лет и взрослыми. Занятия проводит Иванкин Евгений Алексеевич.
Бесплатная консультация по заиканию
+7 (950) 766-99-69
пн-вс 13:00-22:00 МСК
Причины появления заикания
Причины возникновения заикания делят на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Производящие причины — случайные события и действия, которые спровоцировали появление заикания. Предрасполагающие причины — это условия, которые создали почву для возникновения недуга.
Производящие причины заикания
Анатомо-физиологические
- Травмы головного мозга;
- Органические нарушения мозга;
- Истощение нервной системы;
- Интоксикации;
- Соматические хронические заболевания;
- Болезни носа, глотки, гортани;
- Задержки речевого развития.
Психические и социальные
- Психотравмы (кратковременные и длительно действующие);
- Неправильное воспитание в семье;
- Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение);
- Перегрузка речевым материалом;
- Полиглоссия;
- Подражание заикающимся;
- Переучивание леворукости.
Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы
В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:
- Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода).
- Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
- Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции.
- Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания. Например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству.
- Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы. Например, сотрясения мозга, энцефалопатия.
К возникновению заикания часто приводят и неблагоприятные условия:
- физическая ослабленность детей;
- скрытая психическая ущемленность ребенка;
- недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
- недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений.
Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то понаблюдайте повнимательнее за его поведением и речью. Также учтите, что мальчики заикаются в 4 раза чаще! Более половины начинают заикаться между 2 и 5 годами, а 90% раньше 10 лет.
Как распознать раннюю стадию заикания у ребёнка
Обращайте внимание на манеры, жесты, речь ребёнка, внимательно прислушивайтесь к его речи. Детская неуверенная речь с повторениями слов — это норма в возрасте от 2 до 7 лет. В более позднем возрасте обращайте внимание на признаки начальных стадий заикания:
- частые повторения слов:
- пролонгирование звуков, слогов, слов;
- попытки избежать общения, боязнь разговора;
- фразы ребёнка о м, что он не может что-то произнести;
- расстроенный вид;
- напряжение мышц лица, шеи или голоса;
- речь с неожиданными подъемами громкости голоса;
Если заметили один или несколько признаков, то принимайте меры. Например, измените стиль общения с ребёнком.
Как снизить риск и избавить ребёнка от заикания
Несколько советов, которые помогут родителям самостоятельно снизить риск возникновения заикания у ребенка на ранней стадии проявления.
-
Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задавайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы и не просите ребёнка говорить помедленнее. Своим примером вы способствуете более плавной речи ребёнка.
-
Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.
-
Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.
-
Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: "Давай...", "Как насчет...", "Что ты думаешь?"
-
Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.
-
Слушайте ребенка и не перебивайте. Дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент.
-
Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
-
Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок заикается, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.
-
Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: "я не могу этого сказать", "никак не получается". В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: "это было трудно произнести", "это сложное слово". Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.
-
Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!
-
Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно увеличивает плавность речи. Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.
-
Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!
Таким образом вы создаете положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!