пн-вс 13:00-22:00 МСК

Коррекция заикания по методике Иванкина Алексея Андреевича глазами участника в Лисках в 1991 году

Публикуем брошюру из архива Иванкина Евгения Алексеевича о событиях, которые относятся к 1991 году. Эту брошюру написали по просьбе кандидата медицинских наук, члена президиума народной академии экологии и природопользования Изы Корнеевны Смоловик. В брошюре описывают комплекс упражнений по коррекции заикания по методу Алексея Андреевича глазами не специалиста, а участника занятий Вани и его дедушки, которые побывали в Лисках с 19 по 29 марта 1991 года.

Алексея Андреевича уже нет с нами. Но методику Алексея Андреевича продолжает успешно использовать его внук Евгений Иванкин. Курс коррекции заикания существует и развивается. С 1991 года в методике многое поменялось: убрали некоторые упражнения и добавили занятия, которые максимально способствуют речи без заикания.

Если вам интересно, каким был 10-дневный курс по коррекции заикания Иванкина Алексея Андреевича в 1991 году и как его воспринимали подопечные, то читайте дальше. Далее идет повествование от лица мужчины из Москвы, который привез своего внука, семиклассника Ваню, в Лиски.

Как начиналось и проходило лечение я опишу по дням.

День первый

На 10 часов утра назначена встреча очередной группы страдающих заиканием с народным лекарем Алексеем Андреевичем Иванкиным. Встретила нас секретарь его Наталья Яковлевна Чиркова, женщина пенсионного возраста. Состоялось первое знакомство с пациентами и родителями сопровождавшими их.

Наталья Яковлевна взяла вызовы прибывших на лечение, попросила их сгруппироваться влево от крыльца, а сопровождающих вправо. Затем вошла в дом, в котором проводится лечение, через некоторое время вышла и объяснила, что сейчас появится "наш гений". На крыльцо вышел стройный, пожилой человек с греческим профилем лица, со лбом мыслителя и черной с проседью бородой. Алексей Андреевич обратился с вступительным словом ко всем собравшимся:

Я пришел любить вас, у многих это последняя инстанция в лечении недуга заикания. Я вам гарантирую полное излечение за 10 дней, но с вашей помощью. Нужно ваше огромное желание и вера в излечение. Кроме этого от вас потребуется большое трудолюбие и сила воли в достижении полного эффекта выздоровления. Лечение будет происходить так:

с 7 до 8 часов - бег в легкой спортивной форме, от моего домика к реке Дон и обратно, это около пяти километров.

с 8 до 10 часов - водные процедуры, желательно обливание или обтирание холодной водой, легкий завтрак.

с 10 до 12 часов - занятия по определенной программе в доме.

с 12 до 17 часов - самостоятельные занятия, обед.

с 17 до 18 часов - дополнительные занятия.

с 18 до 22 часов - самостоятельные занятия.

После вступительного слова группа была приглашена на занятие в дом. Вошли в сени, где надели легкую обувь и прошли в зал. Группа из 26 человек еле-еле разместилась в зале. Были приглашены все сопровождающие, которые разместились в приемной и сенях. Началось знакомство с пациентами, каждый читал что-нибудь из книги рассказов Льва Николаевича Толстого, а Алексей Андреевич определял степень тяжести заикания.

Женя из Ставрополя заикался очень сильно (его сильно бил отец). Саша из Луганска в детстве испугался собаки, средняя степень заикания. Два мальчика, братья из Витебска, одного испугала собака, а другой испугался внезапного выстрела, и т. д.

Очень многие из пациентов в детстве были напуганы домашними животными и птицами.

Алексей Андреевич беседуя доброжелательно с пациентами, извлекал из своей "кладовки контактов" к каждому определенный метод. Привлекал к знакомству сопровождающих.

Обратите внимание, все родились здоровыми, но в детстве к вам влетел испуг и в какой позе он застал вас, так вы и говорите. Один дергает плечом, другой головой.

Затем, после знакомства с пациентами, Алексей Андреевич провел сеанс расслабления, для чего половине сопровождающих пришлось уйти из-за отсутствия места.

Рассадил всех, по-своему определяя биополе каждого. Оставил для себя проход между рядами и начал сеанс. Сеанс включал в себя методы аутогенной тренировки, хотя в дальнейшей беседе с Алексеем Андреевичем он мне говорил, что ему слово аутогенная тренировка не нравится, лучше уж метод внушения.

Методами, присущими только ему: внушение красивыми, плавными движениями рук, отчетливая, приятная дикция голоса в различных тональностях, вплоть до шепота и полушепота, включение церковной музыки "откуда-то из под небес" в сопровождении пения народной артистки СССР Архиповой, хороший резонанс деревянного дома, Алексей Андреевич дает определенный настрой.

При полном расслаблении чувствуешь полный покой и умиротворение. Все насущные заботы отлетают на время от тебя и веришь, что твой приезд сюда принесет несомненную пользу.

После сеанса Алексей Андреевич пригласил самого сильно заикающегося мальчика, 15 лет Сережу из Москвы, поставил перед собой и начал делать пассы руками. Через некоторое время Сережа стал отклоняться по направлению рук, не сходя с места, наклоны были так сильны, что казалось вот-вот он упадет. Затем Алексей Андреевич сказал всем, что он на Сережу накладывает "повязку молчания", после этого Сереже говорить нельзя, объясняться только жестами и записками. Всем остальным пациентам такие "повязки молчания" будут наложены завтра. Всем на двух листах ученической тетради описать свои впечатления о сегодняшнем сеансе.

На встречу с Алексеем Андреевичем Иванкиным мы приехали с моим младшим внуком Ваней, учеником 7 класса московской школы. Ваня с трех лет заболел логоневрозом, заикание в легкой форме, иногда, в период усталости и сильных волнений, обострялось и переходило в среднюю форму, с подергиванием головы. Заболевание сказалось и на поведении внука. Временами он становился неуправляемым, отражалось это и на поведении в школе, к сожалению наша система школьного обучения не предусматривает индивидуального подхода к учащемуся.

Для коррекции речи и укрепления нервной системы и состоялась поездка в город Лиски.

Вот как описал Ваня свое первое впечатление:

Во время сеанса я ничего не ощущал, но когда мне положили руку на голову, то в затылке слегка покалывало и голову сверху покалывало слегка. На меня из того, что вы говорили ничего не действует. Мне не хотелось спать, я не закрывал глаза. Мне ничего не хотелось. Сеанс прошел спокойно.

Однако, несмотря на такую запись, Ваня по приходу на квартиру, после обеда был сонным и захотел спать, проспал до самого утра и не просыпался даже на ужин. Это было необычным для него, так как он никогда днем не спит.

День второй

День начался с подъема в 6 часов 30 минут. К 7 часам группа собралась около домика, все в спортивной форме. Пробег до реки Дон и обратно, возглавлял пробег Алексей Андреевич. Из родителей и сопровождающих, которые могли совершить пробежки, выбрали ответственных за технику безопасности, так как при пробеге надо пересекать магистральную автостраду. После пробега водные процедуры и легкий завтрак. В 10 часов занятия в домике. Занятия начались с сеанса расслабления, а затем Алексей Андреевич провел, с каждым индивидуально, занятия, такие же, что вчера с Сережей и наложил "повязку молчания" на 6 суток.

Вот что об этом пишет Ваня:

Когда я вышел из дома, мне не хотелось говорить, но иногда, я случайно говорил. Сегодня случайно сказал несколько слов. Но думаю, что это не отразится на лечении, потому что когда можно я говорю гораздо больше. С дедом я объясняюсь жестами и письменно. Иногда я срываюсь и скажу несколько слов. Я молчу для того, чтобы вылечиться от заикания.

Состоялась моя беседа с Алексеем Андреевичем. Он очень внимательно расспросил о заикании Вани. Когда я рассказывал ему, что и старший брат его Митя тоже заикается, гораздо в большей степени, то он предложил провести лечение Вани совместно с Митей. Об этом предложении я сообщил в Москву дочери.

День третий

День начали с утреннего пробега. Ваня начал втягиваться в заданный режим лечения. Стал легче переносить физические нагрузки. Поверил в успех лечения, улучшается и его поведение.

После проведения сеанса расслабления Алексей Андреевич объяснил всем пациентам, что они люди здоровые, что заикание временно и излечимо. Обратите внимание как "разговаривают" собаки, они рычат, а потом диафрагмой живота выталкивают воздух и лают, а свиньи также диафрагмой живота выталкивая воздух хрюкают. Опора разговорной речи человека тоже в диафрагме. Всем с закрытым ртом произвести звук рычания при помощи диафрагмы живота и делать это упражнение как можно чаще. Всем пациентам с этого дня носить широкие бандажные ремни-пояса. Снимать пояса только на время занятий физкультурой и на время сна. Кроме этого Алексей Андреевич показал дыхательные упражнения по Стрельниковой по 200 раз, три упражнения до обеда и перед сном, всего одна тысяча двести раз в сутки. Об этом Ваня записал так:

Когда к молчанию еще прибавилось хрюканье и дыхательные упражнения - это слегка усложнило задачу, но все равно это делается для того, чтобы избавится от тяжелого недуга - заикания. Со всем этим я справляюсь хорошо. Нацепил пояс слегка, чуть-чуть покрепче рубашки. Хрюкаю довольно много, дыхательные упражнения делаю по 1200 раз в сутки. Дед говорит, что упражнение диафрагмой живота лучше называть рычание, а не хрюканье. Я с этим не согласен, это звучит хуже, когда я делаю упражнение.

День четвертый

Утренний пробег, водные процедуры, легкий завтрак. После сеанса расслабления дается определенный настрой на преодоление заикания, прохождение звука, начиная с живота, горло, рот, губы и далее в мозг - все это сопровождается прикладыванием правой ладони к животу, горлу, рту и голове.

Проведено индивидуальное занятие с каждым пациентом по приведению в нормальное состояние языка, губ. Проводится легкий массаж языка, рукой в марле берется кончик языка и производится его подергивание, расправляются складки губ, легкое поглаживание горла в сопровождении внушения Алексея Андреевича:

Вот теперь я поправил твое горло, язык и губы. Ты будешь говорить хорошо, чисто, не заикаясь.

Дано задание нарисовать заикание в виде чудовища с тремя половами, так представить испуг, привыкание и страх заикания. Условно нарисовать себя и то, что ты прогоняешь заикание.

Ваня выполнил это задание так: нарисовал большого трехглавого змея с длинными шеями и на них написал испуг, привыкание и страх, себя изобразил в виде индейца с луком, который пускает стрелы в головы чудовища.

День пятый

Сегодня утром приехали Митя с мамой. Ходил их встречать, а Ваню поручил соседям по квартире разбудить на физзарядку.

Ваня ввиду плохого самочувствия утром не бегал.

Перед занятиями Алексей Андреевич посмотрел Митю, побеседовал с ним и пригласил присутствовать на занятиях. Мите уделил много внимания. Сделал ему "повязку молчания" и несколько пассов руками над головой. После занятий Митя заметно притих, сказалось утомление от дороги и воздействие Алексея Андреевича.

Ваня продолжал занятия по программе. Сегодня добавилось упражнение динамического характера, ударяли себя кулаком в грудь и ударялись спиной о стену.

День шестой

Утро началось с пробега. Ваня вместе с мамой пробежались, а Митя от пробега отказался. Категорически отказался от продолжения лечения. На него угнетающе действует метод лечения. Митя лечился от заикания в логопедическом садике, в стационаре Москвы, иглоукалыванием в Ростове-на-Дону, у народного лекаря городе Азове. Отмечалось некоторое улучшение речи, но полностью заикание не излечивалось. В свои 19 лет Митя уже привык к этой речи, которая у него, разуверовался в полном излечении. Больших огорчений и неудобств от заикания не испытывает, смирился.

Алексей Андреевич сказал, что если у него нет веры и желания, то лечение не впрок и что его противодействие лечению также действует и на него. Жаль, но пришлось отказаться от лечения Мити. Ваня продолжает курс лечения. Сегодня добавилось общее "рычание" с ударами кулаками в грудь и удары спиной о стенку. С некоторыми пациентами проводилась проба голоса, то есть попытка сказать несколько слов.

День седьмой

Лечение идет по заведенному ритму. Сегодня на занятиях произносились звуки до крика, с многократным повторением. Дано задание написать о преимуществах хорошей речи. Ваня написал так:

Хорошая речь - это хорошо. С хорошей речью гораздо легче жить, потому что заикание везде мешает и в школе, и дома, и на улице, везде. Шесть дней молчать это конечно сложно. В первые два дня я не сказал ни слова. Я раньше всегда говорил не напрягая живота, теперь нужно говорить напрягая его. Это довольно сложно, потому что постоянно напрягать живот довольно неудобно. Я, кончено, не собака "гав-гав" и не "хрю-хрю" поросенок, но все-таки я не думаю, чтобы это было обязательно. Завтра кончается обет молчания и можно будет говорить. Только интересно, как можно будет говорить, как хочу, как обычно не напрягая живот? А если можно говорить только напрягая живот, то что будет если говорить обыкновенно? Опять заикаться? Нет, меня этот вариант не устраивает. Я лучше еще месяц не буду говорить, чем не говорить шесть дней, а потом говорить только напрягая живот или если не напрягать живот, то снова заикаться?

Митя уехал в Москву, а мама осталась.

День восьмой

День начался, как обычно, с утреннего пробега к реке Дон. Весна в самом разгаре, на Дону прошел ледоход, начался паводок. Вода с каждым днем прибывает. Хворост-сушняк (довольно большая куча), который набирают ребята для ритуального костра, подтапливает. Алексей Андреевич сказал, что в случае затопления места проведения ритуального костра, будет проведен ритуал утопления заикания.

Сегодня радостный день для ребят - будет снят запрет на молчание и самый трудный день для Алексея Андреевича, так как предстоит кропотливая индивидуальная работа с каждым пациентом.

Занятия начались как обычно, с сеанса расслабления, после чего группа была разбита на две части. Занятия со второй частью будут проводится с 5 часов вечера.

После команды "а теперь говори" Алексей Андреевич добивался свободной чистой речи каждого пациента, благодаря своей артистичности, владея приемами внушения, убеждения, разъяснения, быстрого и четкого улавливания психофизического состояния пациентов. С одними это удавалось с первого захода, с другими требовались многократные подходы. Это зависело от степени заикания и усилий каждого в выполнении комплексных мер по лечению недуга с первого дня лечения. Проводилась читка рассказов Л. Н. Толстого, с коррекцией речи. Немалую радость для ребят принесло известие о том, что прекращаются обязательные записи своих впечатлений о происходящем лечении. Для Вани, да и для многих других ребят писать два тетрадных листа печатными буквами было нелюбимым занятием. Часто приходилось напоминать об этой обязанности.

День девятый

Заданный ритм лечения не нарушается. Пробег к Дону и обратно. Водные процедуры, легкий завтрак, занятия. Сегодня проводится групповое занятие, все вместе. После сеанса расслабления добавилось хоровое пение "Смело товарищи в ногу", с неоднократными повторениями первого куплета и биением себя кулаком в грудь и ударами спиной о стенку. Ребята радостные, почти все владеют свободной чистой речью, за исключением двоих ребят, с которыми Алексей Андреевич проводит дополнительные, индивидуальные занятия.

День десятый

Во время пробега к Дону Алексей Андреевич проводит на берегу занятия по коррекции речи. По команде "Демосфен" ребята кричали во все горло, что есть мочи. На одном из предыдущих занятий Алексей Андреевич рассказал о том, что величайший древнегреческий оратор Демосфен сам избавился от дефектов своей речи путем громкого, неоднократного повторения трудных слов у берега моря и, таким образом, добился свободной, чистой речи и стал хорошим оратором. Перед занятием в домике сфотографировались общей группой и индивидуально каждого пациента с Алексеем Андреевичем.

После сеанса расслабления опять хоровое пение и закрепление достигнутой речи. Сегодня и те двое, которые не сразу стали говорить, начали говорить чисто и плавно без заикания.

Алексей Андреевич поднимал каждого и группа хором скандировала: "Саша Лебедев, ты говоришь хорошо. Ты победил заикание ". И так было сказано всем, называл каждого по имени и фамилии.

На завтрашний день дано задание вырвать из тетради рисунки с проклятиями заикания, сложить и привязать к ним грузик. Вода в Дону прибывала и затопила место проведения ритуального костра, поэтому будет проводится ритуальное утопление заикания, вместо ритуала сожжения.

Заключение

Последний день, день отъезда и прощания начали с того, что родители и сопровождающие пошли к берегу Дона. Через некоторое время прибежала группа вместе с Алексеем Андреевичем. Группа полукольцом обступила Алексея Андреевича и по его команде дружно бросила в Дон приготовленное проклятие заикания с привязанным грузом. Произошел процесс утопления заикания с криками "я утопил свое заикание". Затем произнесли звуки с последовательным прохождением их живот-горло-рот-губы и в голову. Положили руку на голову и повторяя: "пойдем со мной моя хорошая речь" удалились от берега.

Проведение такого ритуала создало хорошее настроение.

Получили цветные фотографии. На каждой индивидуальной фотографии Алексей Андреевич нарисовал свою руку с надписью соблюдать первые три месяца все чему он научился и закрепить достигнутые успехи. Каждому выдали индивидуальные рекомендации, содержащие в себе весь метод лечения.

Затем с прощальной речью выступил Алексей Андреевич.

Вы помните, что в первый день я обратился к вам со словами, я пришел любить вас. Теперь я вас всех полюбил и каждому отдал частичку себя и своего здоровья. Я помог избавится от заикания людям, сотням людей. Именно помог им справится с недугом, а не вылечить. Это основной принцип моего целительства, вовлечь больного в процесс оздоровления, разбудить в его организме могучие защитные силы. Но главным лекарством к исцелению считаю защитные силы природы: воду, воздух, солнце, космическую энергию, физические упражнения с ходьбой и бегом, которые использую в полном объеме. Многое зависит от человека, от уровня его духовности. Скажем избавлю его от заикания, а он не закрепит достигнутые успехи, не будет выполнять рекомендации, не изменит свой образ жизни, и болезнь снова вернется к нему.

Хочу сказать, что каких бы результатов я не добился на сегодня, считаю их еще недостаточными и постоянно учусь, чтобы оказывать больше целенаправленной помощи тем, кто ко мне обращается".

С ответным словом, выражая мнение родителей и сопровождающих, выступил родитель со словами: "Желаем вам крепкого здоровья, вы очень нужны людям. Спасибо вам за то, что вы есть" и вручил ему букет алых гвоздик.

Результаты лечения ошеломляющие. У всей группы из 26 человек речь практически свободна. Из справки научных экспертов в Минздрав РСФСР:

Комплекс работы А. А. Иванкина можно охарактеризовать как психотерапевтическое, педагогическое эмоционально-стрессовое воздействие на заикающихся с целью коррекции речи и перестройки всей личности, в том числе и по отношению к своем речевому недостатку. Применяемые приемы периодически соскальзывают на элементы шаманства, заклинания и т. д., но в общем контексте психотерапии это не вызывает протеста. Метод А. А. Иванкина в его руках безвреден.

-- газета "Советская Россия" от 1 марта 1989 г. № 50 (9901)

От редакции.

Вот ссылки на документы:

А еще на нашем канале есть видео, в котором Евгений Иванкин подробно рассказывает о комиссии министерства здравоохранения РСФСР в 1989 году.

Нужна помощь с заиканием?

Звоните по телефону или пишите на почту. Ответим на любые вопросы по нашей методике.

+7 (950) 766-99-69
пн-вс 13:00-22:00 МСК

consult@speechdoctor.ru