Заметка газеты Коммуна об Иванкине Алексее Андреевиче
В Лиски Воронежской области на занятия к Алексею Андреевичу приезжали со всей страны и бывших союзных республик. В большинстве это жители центральной России - Липецкая, Курская, Ростовская, Волгоградская Белгородская области, но нередко прибывают и жители Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. Дорога сложная и дорогая, но люди едут. Едут навстречу своей заветной мечте - избавится от заикания и вернуться к нормальной жизни! И мы помогаем!
Одним из очевидцев борьбы за речь без заикания стал корреспондент газеты Коммуна в 2003 году. Своими впечатлениями он поделился на страницах газеты в заметке об Иванкине Алексее Андреевиче и его кропотливой и сложной работе со взрослыми и детьми. Ниже текст той статьи.
Нужна помощь с заиканием?
Центр коррекции заикания Иванкина в Лисках
Успешно занимаемся с детьми от 6 лет и взрослыми. Занятия проводит Иванкин Евгений Алексеевич.
Бесплатная консультация по заиканию
+7 (950) 766-99-69
пн-вс 13:00-22:00 МСК
Земляки. Чудо на улице Гагарина
Не увидев Это своими глазами, Это можно было бы принять за фантастику, ирреальность, шарлатанство... Я Это видел: люди, десятилетиями страдавшие недугом заикания, уже на втором часе занятий у народного целителя из Лисок Алексея Иванкина начинали... говорить внятно, свободно, без мучительных страдальческих гримас на лице... Лиски, улица Гагарина, 8. С этого адреса для многих людей начиналась их новая жизнь. Жизнь, избавленная от недуга.
В родительском доме Алексея Андреевича, где начинаются первые этапы спасительного целительства, и во дворе которого в любую погоду радостно полыхает традиционный прощальный костёр, стоит в коридоре старый фанерный шкаф, превращённый благодарными исцелёнными в ... глобус, совместивший в себе и своеобразную книгу отзывов. Книгу признательности человеку, подарившему людям вторую жизнь. Карандашом, ручкой, фломастером, просто гвоздём на всех стенках и дверцах того шкафа-глобуса выцарапаны слова признательности целителю и адреса исцелённых: Курск, Мурманск, Кизил, Элиста, Москва, Хабаровск, Красноярск, Тула, Кемерово, Томск и совсем уж неожиданное... Германия.
- Заикание, как, впрочем, и все болезни, – недуг интернациональный, – рассказывает Алексей Андреевич. – Им страдают около пяти процентов жителей планеты. Но нигде в мире, кроме Китая, нет эффективных центров избавления от этой болезни. В каждой стране заикание лечат, как правило, врачи-логопеды с их традиционным подходом к проблеме дефекта речи.
...В просторном дворе дома на гагаринской улице у Алексея Иванкина и на этот раз – целый интернациональный «конгресс»: Западный Казахстан, Киев, Калмыкия, Урал и... желтолицая Япония... Сорок шесть представителей разных национальностей, городов и возрастов целитель вместе с сыном Алексеем – его помощником и приемником – делят на две группы, взрослых и детей, устраивают в гостиницы и на квартиры, знакомят с порядком будущих занятий. «Дисциплина – железная: это я говорю себе и вам», – даёт первую установку-просьбу Алексей Андреевич.
Пока формируются группы, беседую с водителем-дальнобойщиком из Курска Владимиром. Семилетнего внука Юру он привёз в Лиски после безрезультатных мытарств по различным «целительским» адресам России. Заикание у мальчика началось два года назад после сильнейшего стресса, вызванного испугом от бросившейся на него соседской овчарки.
«До этого мы были и у курских, и у столичных логопедов. Возили мальчишку даже к знахаркам – ничего не помогло, а речь становилась даже хуже, – делится своею бедою курянин. – А недавно попалась на глаза коротенькая заметка о лискинском целителе Иванкине в одной из газет – теперь надежда только на него».
Забегая вперёд, скажу: Алексей Иванкин те надежды оправдал раньше срока. С жизнерадостным курянином Юркой я свободно общался уже на шестой день целительных «иванкинских» курсов. Счастливо хохоча, мальчишка щебетал курским соловьём, как щебечут его сверстники, неожиданно избавленные от давнего угнетающего страха от своей ущербности, от непохожести на других, от ожидания быть осмеянными за эту непохожесть и ущербность.
...Артём из Мурманска учится в училище культуры, а москвичка Надежда только что закончила факультет общественных коммуникаций МГУ, ленинградка Ксюша – пиарщик-продюсер. Стоит ли говорить, что значат в жизни и в профессиях этих ребят дефекты их речи?
У десятилетнего жителя страны Восходящего Солнца Кин Цу Хо случай вообще уникальный – так называемое подражательное заикание, сделавшееся привычкой. Сын крупного японского бизнесмена учится в токийском колледже, в общении со сверстниками и педагогами коммуникабелен и не проявляет никаких признаков заикания. А приходя домой...
«У нас сильно заикается отец, – рассказывает мама смышленого узкоглазого мальчишки, – в подражание ему начал заикаться и сын. Со временем подражательность перешла в стойкую привычку. Наши врачи лишь беспомощно разводят руками. Если вылечим здесь мальчика, привезу сюда и мужа».
Адрес Алексея Иванкина подсказали японцам их московские знакомые.
«В одной связке» ещё вчера не знакомые между собой люди и их родственники будут теперь все десять дней лечебного курса. А кто-то, возможно, и всю жизнь. Каждое утро они будут собираться вместе, и сын целителя Алесей Алексеевич проведёт с ними «разминку» – физическую и психологическую. В любую погоду – коллективная пробежка по перелеску и взгоркам («Не будешь бегать к солнцу – придётся бегать в аптеку»), затем – «повторение пройденного» вчера и подробный инструктаж об особенностях сегодняшнего занятия, его цели и методах. Потом пациенты и их родственники рассаживаются в уютных смежных комнатах, хорошо видя друг друга через широкий проём двери: «Мы должны видеть всех, и все – каждого: это помогает учиться и лечиться».
Первое занятие начинается с образного объяснения механизма заикания. Алексей Андреевич включает люстру («Всё познаётся в сравнении»), лампочки которой начинают мигать, – люстра «заикается» от плохого контакта в проводах. «Каждый человек – это биостанция. А заикание – это патологическое нарушение в нервных «проводочках», отвечающих за речевую «лампочку». От сильного раздражителя речевая функция «залипла», вышла из подчинения центру. Поэтому клин будем выбивать клином».
Эффективность методики и её поэтапность показывается на лидере-добровольце. На этот раз им становится 22-летний юноша из Хабаровска.
«Виталь, ты, как Юра Гагарин, будешь теперь для группы образцом, эталоном: твой успех будет вдохновлять других, а твои неудачи будут мобилизовывать остальных. Все вместе мы начинаем борьбу с заиканием. И мне не нужно её организовывать – она у вас есть внутри, я только возглавлю её. А сейчас будем смотреть, как у Виталия мигает речевая «лампочка». – И Алексей Андреевич просит юношу рассказать, кто он и откуда. Три короткие фразы ответа даются парню с мучительным напряжением – его речевая «лампочка» мигает с затяжными и болезненными амплитудами. «Виталий, через 10 дней ты увезёшь в Хабаровск хорошую и добрую речь, – вдохновляет юношу и всех остальных целитель. – Но для этого есть единственное условие – строго следовать всем моим рекомендациям и выполнять все упражнения комплекса».
В «комплексе Иванкина» всё до мелочей продумано, мотивировано и отточено почти сорокалетней практикой – никакого доморощенного «знахарства». Каждое занятие – это действо, система методов, основанных на глубоких знаниях психофизических функциональных механизмов речи и её нарушений. В основе этой системы – диафрагмальное дыхание, при котором брюшной резонатор временно заменён «речевыми ногами», предназначение которых выражено в коротком слове – «дуйся». И повязки на животе пациентов – не посторонний атрибут, а эспандер, тренирующий брюшные мышцы.
А ещё вместят эти десять дней необычного лечебного курса и хоровое проговаривание алфавита, и деревянные палочки в зубах, и лечебные стихи, сочинённые самим целителем, и упражнения на вибрацию слуха и голоса, и длительное молчание как отдых от заикания («Молчание – это закрепительная «повязка» на поправленном речевом состоянии»), и...
И ничего бы, наверное, в том не было удивительного, разработай этот метод специалист-логопед или врач-практик.
Его придумал ... лискинский рабочий-строитель Алексей Иванкин, не имеющий даже начального медицинского образования, вылечивший своего первого больного на казахстанской целине в далёкие 60-е. А на излёте 80-х научные медицинские светила, прознав про «метод Иванкина», слетелись в Лиски в составе специально созданной комиссии Минздрава РСФСР. Посетив десять сеансов Алексея Андреевича, члены высокой комиссии открыли от изумления рты – такой результативности отечественная медицинская практика (да и зарубежная тоже) ещё не ведала. В январе 1989 года Иванкина спешно везут в Москву и просят провести эксперимент по коррекции заикания у группы из восемнадцати человек. Результаты того эксперимента чуть ли не заставили заикаться от удивления уже самих минздравовцев.
На специально созванной коллегии своего ведомства научные спецы констатировали буквально следующее (цитирую по протоколу коллегии №4 от 21 февраля 1989 года):
«Во время эксперимента у всех 18 человек, ранее неудачно леченных, т. Иванкин А. А. за 11 дней напряжённой работы получил положительные результаты. По мнению специалистов, для достижения такого результата в медицинских учреждениях потребовалась бы работа в течение 2-3 месяцев 5-7 врачей и логопедов. Специалисты охарактеризовали комплекс работы А.Иванкина как «эмоционально-стрессовое воздействие на заикающихся с целью коррекции речи, в котором сочетаются разнообразные психотерапевтические и педагогические приёмы, во многом оригинальные, не вступающие в противоречие с современным представлением о функциональных механизмах речи и её нарушениях».
А вердикт той коллегии был ошеломляюще-неожиданным и для самого целителя. Вот цитата из документа:
«Учитывая несомненную пользу, приносимую т. Иванкиным А. А. страдающим от заикания людям, безвредность и эффективность работы и огромное желание населения получить у него помощь,
Комиссия решила
-
Разрешить т. Иванкину А. А. работу по коррекции речи заикающихся с использованием собственных приёмов и личностных особенностей. Учесть согласие т. Иванкина А. А. провести выездной курс занятий по коррекции заикания в присутствии ведущих в этой области специалистов..
-
Воронежскому облздравотделу (т. Моисеев В. А.) при согласии т. Иванкина А. А. решить вопрос о его трудоустройстве в должности логопеда без специального образования и создании условий для работы».
...Русские волшебные сказки всегда завершались счастливым концом. Был он и в истории нашего героя.
Приказом Минздрава СССР №903-Л от 25.11.89 г. Алексею Иванкину выдаётся (беспрецедентный в истории медицины случай!) госдиплом ВСБ №0439406, а одиннадцать пунктов решения той коллегии открывают дорогу «методу Иванкина» в большую медицину, его автору – к учёным степеням, страдающим недугом заикания людям – ко второму своему рождению. По настоянию и при содействии Минздрава РСФСР «в целях создания условий т. Иванкину А. А.» ему выделяют в Лисках пятикомнатную квартиру во вновь отстроенном доме, и на министерском уровне прорабатывается вопрос о строительстве Центра коррекции заикания...
Но не нами сказано – «не дай Бог жить в эпоху потрясений». Грянувшая горбачёвская перестройка, а вслед за нею и «демократические» реформы некогда народного здравоохранения, скомкали счастливый конец волшебной лискинской сказки. Целительство, издревле ассоциирующееся на Руси с незаурядными способностями человека знать особенности и способности человеческого организма и средства возвращения его к нормальному состоянию, подменилось, с молчаливого одобрения государством, банальной знахарщиной, кашпировщиной, чумаковщиной, гробовщиной... Лжецелители всех мастей ринулись в одночасье не к недугам людским, а к их кошелькам, оттерев на задворки редкий дар истинного целительства. Манипулируя сознанием людей, они набивали карманы деньгами страдальцев, дискредитируя саму идею целительства.
Словом, волшебник с лискинской улицы Гагарина зурабовской официальной медицине сегодня неинтересен, не вписался он и в президентские нацпроекты. Хотя люди многих национальностей хотели бы видеть подобных Иванкину целителей в центре тех нацпроектов вместо высокоплатной, но зачастую безрезультативной и равнодушной к человеческим страданиям медицины.
К этому взывают и совсем свежие надписи с восклицательными призывными знаками поверх давних, тридцатилетних, на иванкинском шкафу-глобусе:
«Я победил заикание – ура!!! Спасибо, Учитель! Вы – Бог!»
Роман Бекуришвили, Тбилиси.
«Свершилось чудо – я говорю! Вы сделали из меня человека высшего качества. Поклон Вам за это!»
Таня Большакова, Рязань.
«Дядь Лёнь, Вы мне исправили не речь, а жизнь».
Гуров Д., Молдова.
«Главное – поверить в себя. А.А., вы заставили меня это сделать».
Лаймис, Литва.
«В Краснодар – с хорошей речью! Живите тысячу лет!»
Беловцев Алексей.
«Вы даёте людям вторую жизнь. Склоняюсь перед вами!»
Курбанов Разу, Дагестан.
«Жизнь только начинается. Спасибо за дорогу, указанную к ней!»
Кирим Гареев, остров Сахалин.
...А целитель Иванкин, надписав на коллективных прощальных фото последнее напутствие своим ученикам «Не сверни с речевой дороги!» и, раздав подопечным памятки-инструктажи, и сам собирается в дорогу. И вновь – к людям. Бережно завернув в тряпочки («Так делала моя мама») недлинные рубли благодарных своих пациентов, он милосердно разносит их по «горячим» лискинским точкам: в музей на вызволение из «частного плена» картины русского художника-подвижника Криворучко, в детскую школу искусств, краеведу на издание его книги, жене давно умершего брата, инвалиду-другу детства, в многодетную семью...
Прощаясь со мною перед новой своей дорогой, он невольно повторяет слова своих учеников: «Будьте счастливы. Жизнь только начинается».