пн-вс 8:00-22:00 МСК

Степени заикания

В книге "Учебник по логопедии" 2003 года автор, Л.С. Волкова, дает такое определение заиканию:

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Выделяют две группы взаимосвязанных симптомов: физиологические и психологические. К физиологическим относят речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья. К психологическим - речевые запинки, феномен фиксированности на дефекте, логофобию и эмболофразию.

Заикание встречается у 2-4% детей. Чаще страдают мальчики. Заикание возникает обычно в возрасте 2-5 лет, в период становления речи. Возникновение заикания связывают с экзогенными, эндогенными и социальными факторами. Определенную роль играет личностная предрасположенность.

Степени заикания по тяжести проявления

В сложившейся практике различают три степени проявления заикания: легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая степень заикания. Человек заикается только в возбужденном состоянии, когда пытается быстро произнести фразу. Такие речевые задержки легко преодолевают.

Средняя степень заикания. Люди с таким недугом в привычной обстановке и в спокойном состоянии заикаются совсем немного. Но заикаются сильно, когда попадают в незнакомую среду, общаются с незнакомыми людьми или публично высказываются. Запинки проявляются в монологе и диалоге.

Тяжелая степень заикания. Человек заикается в течении всей речи. Нередко речь сопровождают судорожные движения мышц лица, рук, ног. Попутно возникает логофобия и эмболофразия. Жить с таким проявлением заикания крайне сложно. Общение затрудняется или невозможно. Часто люди замыкаются и отгораживаются от общества.

Степени заикания по характеру протекания

Также степень заикания классифицируют по временному периоду, в котором проявляются симптомы. Различают стабильное заикание, нестабильное и циклическое.

Стабильное, постоянное. Человек заикается постоянно, вне зависимости от обстоятельств.

Нестабильное, волнообразное. Заикание проявляется только при определенных обстоятельствах. Например, в стрессовой ситуации, при эмоциональном возбуждении.

Циклическое, рецидивирующее. Заикание приходит временами, отступает и снова проявляется.

Степени фиксации на заикании

При исследовании заикания В.И. Селиверстов выявил феномен фиксированности заикающихся на речевом дефекте. Заикающийся человек фокусируется на своем состоянии, уделяет ему повышенное внимание, переживает. Эмоциональное отношение к заиканию приводит к снижению самооценки, вызывает коммуникацию с обществом, тревожность, агрессивность, сложности в учебной деятельности.

Выделяют три степени проявления фиксации.

Нулевая степень фиксации. Заикающийся не испытывает ущемления от сознания дефекта или не замечает его. Человек не стесняется, не обижается и даже не пытается преодолеть свой недуг.

Умеренная степень фиксации. Человек знает о своем недостатке, переживает, стесняется своего речевого дефекта. Заикающийся пытается скрыть его, снижает объем общения, пытается замаскировать.

Выраженная степень фиксации. Человек испытывает постоянное тягостное чувство неполноценности и каждый свой поступок оценивает в контексте своего речевого недуга. Заикающийся зацикливается на речевых неудачах и глубоко переживает их. Развиваются болезненные страхи перед речью, людьми и обществом.

Степени заикания и армия

Берут ли в армию с заиканием? Вариантов два - ограничение по родам войск и освобождение от несения воинской службы. Категория годности зависит от степени выражения заикания и регламентируется статьей 88 Расписания болезней.

  1. В случае умеренного нарушения речи специалисты военкомата поставят категорию «Б-4». Призывник годен к армии с ограничением. Категорию «Б-4» назначают при умеренном заикании и других нарушениях речи, которые делают ее недостаточно внятной.

  2. При высокой степени заикания ставят категорию «В». Такое решение приемной комиссии освобождает молодого человека от службы в армии по призыву. Категорию «В» назначают при высокой степени заикания, охватывающей весь речевой аппарат, с нарушением дыхания и невротическими проявлениями и другими нарушениями речи, делающими ее малопонятной.

Наша практика

К нам приезжали взрослые и дети с различными степенями заикания. Некоторые не могли и слова сказать без запинки. На это больно смотреть, особенно на детей. Хочется исправить и помочь человеку начать нормальную жизнь!

Вариант только один - работать, корректировать, учиться правильной речи и закреплять результат у нас на курсе, а потом и дома.

Дополнение

Определения терминов из статьи.

Логофобия, или глоссофобия

Логофобия - это навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом (заиканием) и мутизмом. Имеет варианты: страх говорить вообще или с незнакомыми людьми, страх публичных выступлений (пейрафобия) и страх сцены, с заиканием (лалофобия), страх отдельных слов (вербофобия). Фобия может быть частичной, в таком случае она называется селективный мутизм. Например, страдающий логофобией свободно говорит с близким человеком, испытывает логоневроз с менее близкими и не может говорить с незнакомыми людьми, избегает их и обязанностей, требующих вербального контакта с ними.

Эмболофразия, эмбололалия

Эмболофразия - это явление, связанное с затруднениями при речи. Выражено в добавлении лишних, не имеющих отношения к смыслу фразы, звуков и слов (эмбол), таких, как «а», «э», «ну», «это» и т. д. Нередко встречается при заикании, также возможно в случае заминок (в этом случае может переходить в «слова-паразиты»). При заикании речевые эмболы являются приспособительными элементами, позволяющими сгладить речь. При афазии речевые эмболы являются остаточными проявлениями речи и обычно являются словами или фразами, произнесённым в момент инсульта или иных повреждений речевых отделов коры головного мозга.

Нужна помощь с заиканием?

Звоните по телефону или пишите на почту. Ответим на любые вопросы по нашей методике.

+7 (950) 766-99-69
пн-вс 8:00-22:00 МСК

consult@speechdoctor.ru