пн-вс 13:00-22:00 МСК

Как распознать и предотвратить развитие заикания у детей

В международном классификаторе болезней МКБ-10 заикание описывают как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Советско-российская логопедическая литература вводит более простое определение:

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Диагноз "заикание" ставят в случае сильной степени проявления симптомов. По некоторым данным, заиканием (логоневрозом) страдают около 2% населения нашей страны и 3-4% жителей Европы.

Причины появления заикания

Причины возникновения заикания делят на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Производящие причины — случайные события и действия, которые спровоцировали появление заикания. Предрасполагающие причины — это условия, которые создали почву для возникновения недуга.

Производящие причины заикания

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга;
  • Органические нарушения мозга;
  • Истощение нервной системы;
  • Интоксикации;
  • Соматические хронические заболевания;
  • Болезни носа, глотки, гортани;
  • Задержки речевого развития.

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие);
  • Неправильное воспитание в семье;
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение);
  • Перегрузка речевым материалом;
  • Полиглоссия;
  • Подражание заикающимся;
  • Переучивание леворукости.

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода).
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции.
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания. Например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству.
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы. Например, сотрясения мозга, энцефалопатия.

К возникновению заикания часто приводят и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений.

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то понаблюдайте повнимательнее за его поведением и речью. Также учтите, что мальчики заикаются в 4 раза чаще! Более половины начинают заикаться между 2 и 5 годами, а 90% раньше 10 лет.

Как распознать раннюю стадию заикания у ребёнка

Обращайте внимание на манеры, жесты, речь ребёнка, внимательно прислушивайтесь к его речи. Детская неуверенная речь с повторениями слов — это норма в возрасте от 2 до 7 лет. В более позднем возрасте обращайте внимание на признаки начальных стадий заикания:

  • частые повторения слов:
  • пролонгирование звуков, слогов, слов;
  • попытки избежать общения, боязнь разговора;
  • фразы ребёнка о м, что он не может что-то произнести;
  • расстроенный вид;
  • напряжение мышц лица, шеи или голоса;
  • речь с неожиданными подъемами громкости голоса;

Если заметили один или несколько признаков, то принимайте меры. Например, измените стиль общения с ребёнком.

Как снизить риск и избавить ребёнка от заикания

Несколько советов, которые помогут родителям самостоятельно снизить риск возникновения заикания у ребенка на ранней стадии проявления.

  1. Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задавайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы и не просите ребёнка говорить помедленнее. Своим примером вы способствуете более плавной речи ребёнка.

  2. Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.

  3. Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.

  4. Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: "Давай...", "Как насчет...", "Что ты думаешь?"

  5. Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.

  6. Слушайте ребенка и не перебивайте. Дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент.

  7. Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.

  8. Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок заикается, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.

  9. Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: "я не могу этого сказать", "никак не получается". В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: "это было трудно произнести", "это сложное слово". Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.

  10. Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!

  11. Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно увеличивает плавность речи. Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.

  12. Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!

Таким образом вы создаете положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!

Нужна помощь с заиканием?

Звоните по телефону или пишите на почту. Ответим на любые вопросы по нашей методике.

+7 (950) 766-99-69
пн-вс 13:00-22:00 МСК

consult@speechdoctor.ru